6.5.
Генетическая связь между важнейшими классами неорганических
соединений
Генетические
связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот
ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный
оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое
основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный
оксид→соль→нерастворимое основание→
→основный
оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный
оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный
оксид→соль→кислота→
→кислотный
оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
УПРАЖНЕНИЯ
1. Напишите
молекулярные и ионные уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить
следующие превращения:
________________________________________________________________
2. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам.
Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского
ученого:
Формулы
|
Оксиды
|
Кислоты
|
Основания
|
Соли
|
||||
K2O
|
М
|
А
|
Ш
|
А
|
||||
H2CO3
|
П
|
Е
|
Т
|
Р
|
||||
P2O5
|
Н
|
И
|
М
|
А
|
||||
CuSO4
|
П
|
О
|
С
|
Д
|
||||
Ca(OH)2
|
Л
|
И
|
Е
|
С
|
||||
Fe(NO3)3
|
А
|
Н
|
У
|
Л
|
||||
SO2
|
Е
|
Л
|
З
|
А
|
||||
H3PO4
|
Н
|
Е
|
Л
|
С
|
||||
Na3PO4
|
Ч
|
У
|
М
|
В
|
||||
Ответ:
Менделеев.
________________________________________________________________
3. Из предложенного перечня неорганических
соединений выберите формулы:
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания.
Назовите эти вещества.
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания.
Назовите эти вещества.
Правильный
ответ:
________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
РЕШЕНИЯ
1. Осуществите
превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества:
1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2
2.
Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений:
a) Br2 → HBr → NaBr → NaNO3
б) Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeO → Fe
в) CaCO3 → CaO → CaC2 → C2H2
г) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3
1-й
уровень. Найдите и выпишите
генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций,
иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2-й
уровень. Найдите и выпишите
генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций,
иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена
запишите в молекулярной и ионной форме.
3. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
4. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
5. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
6. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
7. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с
помощью которых можно осуществить превращения:
8. Даны известняк СаСО3 и соляная кислота. Не расходуя
никаких других веществ, получите не менее 11 новых веществ. В том числе 4
простых. Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их
протекания.
9. 1,563 г
смеси хлорида железа (III) и хлорида
алюминия растворили в воде и прибавили раствор гидроксида калия в избытке.
Выпавший осадок отфильтровали. Промыли и прокалили. Масса его оказалась равной
0,640 г. что представляет собой осадок после прокаливания? Вычислить состав
исходной смеси солей в массовых долях.
10. Соедините стрелками «лепестки ромашки», которые могут
взаимодействовать друг с другом. Напишите уравнения соответствующих реакций.
1.
Укажите формулу оксида с наименее выраженными
основными свойствами:
|
|
а) Na2O
|
б) BeO
|
в) MgO
|
г) BaO
|
2.
Наиболее выраженными кислотными свойствами
обладает:
|
|
а) оксид висмута (V)
|
б) оксид фосфора (V)
|
в) оксид азота (V)
|
г) оксид мышьяка (V)
|
3.
В ряду оксидов SiO2 → P2O5 → SO3 их кислотные свойства:
|
|
а) последовательно нарастают
|
б) последовательно ослабевают
|
в) не изменяются
|
г) изменяются немонотонно
|
4.
Как изменяется сила кислот в ряду H3BO3→H2CO3 →HNO3:
|
|
а) возрастает
|
б) не изменяется
|
в) ослабевает
|
г) самая сильная кислота – азотная,
самая слабая - угольная
|
5.
В каком ряду оксидов их кислотные свойства
последовательно уменьшаются:
|
|
а)SO2,
SO3, Cl2O7
|
б) Cl2O7, SO2, SO3
|
в) SO3, Cl2O7,
SO2
|
г) Cl2O7, SO3, SO2
|
6.
Укажите формулу оксида хлора с наиболее выраженными
кислотными свойствами:
|
|
а)Cl2O3
|
б) Cl2O
|
в) Cl2O5
|
г) Cl2O7
|
7.
Из оксида меди (II)
получить соответствующий гидроксид можно:
|
|
а) растворением оксида в воде
|
б) обработкой оксида соляной кислотой
и взаимодействием продукта со щелочью
|
в) обработкой оксида щелочью
|
г) восстановлением оксида водородом и
растворением продукта в воде
|
8.
В ряду оксидов Al2O3 → MgO
→
K2O
их основные свойства:
|
|
а) уменьшаются
|
б) усиливаются
|
в) не изменяются
|
г) сначала растут, затем уменьшаются
|
9.
В каком ряду свойства оксидов изменяются от
основных к амфотерным и далее – кислотным:
|
|
а)Al2O3, K2O, SO3
|
б) SO3, K2O, Al2O3
|
в) K2O,
SO3, Al2O3
|
г) K2O,
Al2O3, SO3
|
10.
C чем связано
усиление кислотных свойств галогеноводородов в ряду HF → HCl→HI:
|
|
а) с увеличением
электроотрицательности при переходе от фтора к йоду
|
б) с возрастанием массы атомов при
переходе от фтора к йоду
|
в) с уменьшением прочности связи
Н-галоген при переходе от фтора к йоду
|
г) с увеличением прочности связи в
таком же порядке
|
Ответы:
1
|
б
|
2
|
в
|
3
|
а
|
4
|
а
|
5
|
г
|
6
|
г
|
7
|
б
|
8
|
б
|
9
|
г
|
10
|
в
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий