6.5 Генетическая связь между важнейшими классами

6.5.  Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений  
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→
→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→
→кислотный оксид→неметалл
Например, SiSiO2Na2SiO3H2SiO3SiO2Si

УПРАЖНЕНИЯ
1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
________________________________________________________________
2. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого:
Формулы
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
K2O
М
А
Ш
А
H2CO3
П
Е
Т
Р
P2O5
Н
И
М
А
CuSO4
П
О
С
Д
Ca(OH)2
Л
И
Е
С
Fe(NO3)3

А

Н

У
Л
SO2

Е

Л

З
А



H3PO4

Н

Е

Л
С
Na3PO4

Ч

У

М
В
Ответ: Менделеев.
________________________________________________________________
3. Из предложенного перечня неорганических соединений выберите формулы:
1 группа – оксиды, 
2 группа – кислоты,
3 группа – соли. 
4 группа – основания.

Назовите эти вещества.
Правильный ответ:
________________________________________________________________

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества:
1.AlAl2O3AlCl3Al(OH)3Al2O3
2. PP2O5H3PO4Na3PO4Ca3(PO4)2
2. Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений:
a) Br2  HBr  NaBr  NaNO3
б) Fe  FeCl2  Fe(OH)2  FeO  Fe
в) CaCO3  CaO  CaC2  C2H2
г) Si  SiO2  Na2SiO3  H2SiO3
1-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена запишите в молекулярной и ионной форме.
3. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: 

4. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: 
5. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: 
6. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: 
7. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: 
8. Даны известняк СаСОи соляная кислота. Не расходуя никаких других веществ, получите не менее 11 новых веществ. В том числе 4 простых. Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их протекания.
9.   1,563 г смеси хлорида железа (III) и хлорида алюминия растворили в воде и прибавили раствор гидроксида калия в избытке. Выпавший осадок отфильтровали. Промыли и прокалили. Масса его оказалась равной 0,640 г. что представляет собой осадок после прокаливания? Вычислить состав исходной смеси солей в массовых долях.
10. Соедините стрелками «лепестки ромашки», которые могут взаимодействовать друг с другом. Напишите уравнения соответствующих реакций.
                        
1.     Укажите формулу оксида с наименее выраженными основными свойствами:
а) Na2O
б) BeO
в) MgO
г) BaO
2.     Наиболее выраженными кислотными свойствами обладает:
а) оксид висмута (V)
б) оксид фосфора (V)
в) оксид азота (V)
г) оксид мышьяка (V)
3.     В ряду оксидов SiO2P2O5SO3  их кислотные свойства:
а) последовательно нарастают
б) последовательно ослабевают
в) не изменяются
г) изменяются немонотонно
4.     Как изменяется сила кислот в ряду H3BO3H2CO3HNO3:
а) возрастает
б) не изменяется
в) ослабевает
г) самая сильная кислота – азотная, самая слабая - угольная
5.     В каком ряду оксидов их кислотные свойства последовательно уменьшаются:
а)SO2,  SO3,  Cl2O7
б) Cl2O7,  SO2, SO3
в) SO3,  Cl2O7, SO2
г) Cl2O7, SO3, SO2
6.     Укажите формулу оксида хлора с наиболее выраженными кислотными свойствами:
а)Cl2O3
б) Cl2O
в) Cl2O5
г) Cl2O7
7.     Из оксида меди (II) получить соответствующий гидроксид можно:
а) растворением оксида в воде
б) обработкой оксида соляной кислотой и взаимодействием продукта со щелочью
в) обработкой оксида щелочью
г) восстановлением оксида водородом и растворением  продукта в воде
8.     В ряду оксидов Al2O3MgO K2O  их основные свойства:
а) уменьшаются
б) усиливаются
в) не изменяются
г) сначала растут, затем уменьшаются
9.     В каком ряду свойства оксидов изменяются от основных к амфотерным и далее – кислотным:
а)Al2O3,  K2O,   SO3
б) SO3, K2O, Al2O3
в) K2O,   SO3,  Al2O3
г) K2O,   Al2O3,  SO3
10.                       C чем связано усиление кислотных свойств галогеноводородов в ряду HF → HClHI:
а) с увеличением электроотрицательности при переходе от фтора к йоду
б) с возрастанием массы атомов при переходе от фтора к йоду
в) с уменьшением прочности связи Н-галоген при переходе от фтора к йоду
г) с увеличением прочности связи в таком же порядке



Ответы:
1
б
2
в
3
а
4
а
5
г
6
г
7
б
8
б
9
г
10
в






Комментариев нет: